Водометный катер «Восток»
Все модели выпускаются практически в одном корпусе, изготовляемом из
Катерам семейства «Амур» разрешено плавать не только на внутренних водоемах, но и в прибрежной зоне морей при высоте волны до 1,2 м в любое время суток.
Внешне «Восток» отличается компоновкой кормовой части корпуса: для обеспечения удобства обслуживания двигателя и увеличения полезной площади кокпита двигатель закрывается быстросъемным капотом, оклеенным изнутри термозвукоизоляционным материалом. Снаружи капот, как и зашивка бортов кокпита, отделан искусственной кожей. В кормовой части кокпита установлены два съемных мягких сиденья, разделенных капотом двигателя; впереди расположены три мягких кресла, которые легко превратить в спальные места. В зашивке бортов кокпита в носовой части предусмотрены багажники; под приборной доской в районе ДП оборудован шкафчик для хранения продуктов. Во время непогоды кокпит закрывается складным тентом, дуги которого вместе с полотном укладываются в специальной выгородке в районе последнего шпангоута.
Привальный брус на катере «Восток» окантован специальным резиновым профилем, предохраняющим от повреждений при швартовке.
Основные данные катера «Восток»
Длина наибольшая, м 5,5
Ширина наибольшая, м 1,83
Высота борта на миделе, м 0,93
Водоизмещение, т 1,27
Полезная грузоподъемность, кг 400
Пассажировместимость, чел. 4–5
Максимальная мощность двигателя мод. «412Э», л. с. 60
Скорость хода при полном водоизмещении не менее, км/ч 37
Запас горючего, л 100
Водометная установка катера «Восток» Основные данные:
Диаметр рабочего колеса, мм 200
Шаг рабочего колеса, мм 170
Число лопастей, шт 5
Диаметр сопла на выходе, мм 130
Тяга на швартовах на переднем ходу, кгс 290
Тяга на швартовах на заднем ходу, кгс 90
Масса движителя, кг 38
Водометный движитель катера: а — продольный разрез; б — вид с кормы
1 — водовод; 2 — фланец гребного вала; 3 — срезной болт; 4 — манжета сальника
При проектировании водометного движителя конструкторами завода были проанализированы лучшие промышленные и любительские конструкции, получившие распространение в нашей стране, изучен опыт применения водометов за рубежом. Было изготовлено и испытано несколько опытных образцов движителей, которые отличались геометрией водовода. В серийное производство запущен одноступенчатый движитель с сопловым поджатием струи и гидрореверсом. Корпуса водовода и сопла изготовлены литьем из алюминиевого сплава с последующей механической обработкой по посадочным местам. В корпусе водовода предусмотрен смотровой лючок.
Пятилопастное рабочее колесо изготовлено методом точного литья из высокопрочного стального сплава. Для повышения КПД поверхности лопастей отполированы. Зазоры между кромками лопастей и стенками водовода не превышают 0,3 мм. Спрямляющий аппарат имеет семь лопаток. Для экономичного размещения
Управление катером осуществляется двумя синхронно поворачивающимися створками, изменяющими направление струи, выбрасываемой из сопла. При движении катера прямо внутренние стенки створок образуют цилиндр, охватывающий струю. На заднем ходу струя воды, выходящая из сопла перекрывается заслонкой и, отражаясь от правой и левой ее поверхностей, уходит под днище катера. Катер при этом сохраняет управляемость.
Для проверки ходовых качеств катеров «Восток» и
Во время похода
Катер «Восток» дважды принимал участие во Всесоюзных соревнованиях по
Конструкторы и технологи завода работают над дальнейшим усовершенствованием конструкции и технологии изготовления катера «Восток».