Швертбот «ОК-Динги»
Спроектированный в 1952 г. датчанином Кнудом Олсеном сравнительно простой и дешевый швертбот «ОК» (инициалы конструктора) сразу же завоевал популярность во многих странах мира. По числу построенных судов этот класс быстро перегнал «Финна». В ноябре 1969 г. Международный парусный союз официально признал
Основные данные швертбота
Длина наибольшая, м 4,00
Длина по ватерлинии, м 3,60
Ширина наибольшая, м 1,41
Ширина по ватерлинии, м 1,25
Высота борта, м 0,31
Осадка корпусом/швертом, м 0,17/0,95
Длина кокпита, м 1,00
Ширина кокпита, м 1,02
Вес корпуса, кг 72
Масса с вооружением, кг 82
Площадь паруса, м² 8,54
Общий вид швертбота
1 — клин 27×100×6 из текстолита, регулирующий положение гика; 2 — упор клина; 3 — оттяжка Кэннингхема; 4 — ходовой конец шверт талей; 5 — резиновый строп, удерживающий деревянный шверт в рабочем положении; 6 — ходовой конец
7 — оттяжка ползуна
Общее устройство и теоретический корпус швертбота
Остроскулый корпус яхты обшит фанерой, а три фанерные переборки и транец служат одновременно не только элементами прочности, но и лекалами для сборки корпуса (рнс. 213).
Парусность швертбота класса
Вращающаяся мачта имеет неодинаковую жесткость: в нижней части она усилена твердым деревом, в средней части — еще достаточно жесткая, а в верхней трети — очень гибкая. Преимущество такой конструкции состоит в том, что верхняя часть мачты при сильном ветре прогибается под ветер и назад, благодаря чему убирается «пузо», уменьшаются дрейф и крен яхты.
Гик крепится к мачте так же, как и на «Финне»; клин в прорези мачты позволяет регулировать положение и жесткость крепления пятки гика. Вследствие гибкости мачты гик не занимает постоянного положения и часто опускается очень низко к палубе, затрудняя управление яхтой. Поэтому парус снабжен окном из прозрачной пленки; его площадь не должна превышать 0,28 м².
Весь бегучий такелаж — фал, шкот и галс, а также шверттали проводятся к носовому обрезу кокпита и обычно снабжаются эксцентриковыми стопорами. Шверт — вращающегося типа, руль — съемный с жестким деревянным пером.
Герметичные отсеки большого объема в носу и корме обеспечивают непотопляемость швертбота и простоту постановки его на ровный киль в случае опрокидывания.
В СССР швертботы этого класса деревянной конструкции строила Ленинградская экспериментальная судоверфь. Многие зарубежные верфи выпускают лодки с корпусом из стеклопластика. Пластмассовые
Как построить швертбот
Конструкция швертбота «ОК» очень проста. Его можно построить в любой мастерской при
Конструкция корпуса швертбота класса
1 — скуловый стрингер 22×45; 2 — форштевень ламинированный, 60×45, дуб; 3 — внутренний привальный брус, 17×45; 4 — подушка под утку, 15×80×300; 5 — бимс 17×45; 6 — накладка 15×160×350, фанера; 7 — переборка шп. 3, δ = 6; 8 — топтимберс 17×45; 9, 10, 14 — бимс 17×30; 11 — комингс люка 17×30×200; 12 — комингс люка 17×30×360; 13 — крышка люка; 15 — планка 22×40; 16 — стойка швертового колодца, 20×40; 17 —
Для постройки швертбота требуются следующие основные материалы, включая необходимые для изготовления мачты, гика, шверта и пера руля: доски, рейки (ель, сосна) — 0,5 м³; фанеры водостойкой толщиной 6 мм — 9 листов, 2–3 мм — 2 листа; шурупов 3×22, 4×22 и 4×26 всего 2–3 кг, клея водостойкого — 4 кг; эмалевой краски — 3 кг; олифы — 2 кг; лака масляного — 2 кг. Кроме того, потребуется еще немного крупных шурупов, гвоздей и пр.
Три шпангоута и транец надо разметить точно по приводимому эскизу и плазовой таблице. Если в дальнейшем предполагается участвовать на швертботе в соревнованиях, то корпус придется предъявлять мерителю, который проверит основные размеры по шпангоутам и в случае обнаружения неточностей может не допустить лодку к гонкам. Поэтому
Примечания. 1. Радиус скулы на всех шпангоутах 15 мм. 2. Общая длина построенного швертбота должна быть в пределах 4010 — 3990 мм.
Обводы шпангоутов
Первой операцией при постройке является сборка переборок и транца. При этом топтимберсы рамок нужно изготовить несколько длиннее (до строительной базы). Затем выклеивают из 10 тонких реек форштевень, заготовляют киль, стрингера и швертовый колодец. Сборка корпуса ведется в положении вверх килем обычным порядком. После окончательной выверки положения набора на стапеле можно обшивать корпус
По килю ставится металлическая оковка толщиной 3–10 мм и шириной 9–22 мм. Необходимо обратить особое внимание на герметичность воздушных отсеков в нос от шп. 3 и в корму от шп. 1, чтобы гарантировать непотопляемость швертбота. По правилам класса объем наименьшего из этих отсеков должен быть не менее 0,125 м³.
Оговорены максимальная толщина деревянных шверта и руля 20 мм, металлических 6 мм