Швертбот «ОК-Динги»

Спроектированный в 1952 г. датчанином Кнудом Олсеном сравнительно простой и дешевый швертбот «ОК» (инициалы конструктора) сразу же завоевал популярность во многих странах мира. По числу построенных судов этот класс быстро перегнал «Финна». В ноябре 1969 г. Международный парусный союз официально признал «ОК-Динги» международным гоночным классом. В настоящее время в мире зарегистрировано около 2000 этих швертботов.

Основные данные швертбота «ОК-Динги»

Длина наибольшая, м 4,00
Длина по ватерлинии, м 3,60
Ширина наибольшая, м 1,41
Ширина по ватерлинии, м 1,25
Высота борта, м 0,31
Осадка корпусом/швертом, м 0,17/0,95
Длина кокпита, м 1,00
Ширина кокпита, м 1,02
Вес корпуса, кг 72
Масса с вооружением, кг 82
Площадь паруса, м² 8,54

Общий вид швертбота «ОК-Динги»

Швертбот «ОК-Динги»

1 — клин 27×100×6 из текстолита, регулирующий положение гика; 2 — упор клина; 3 — оттяжка Кэннингхема; 4 — ходовой конец шверт талей; 5 — резиновый строп, удерживающий деревянный шверт в рабочем положении; 6 — ходовой конец гика-шкота, идущий на нижний блок (футблок);
7 — оттяжка ползуна гика-шкота (с левого борта, симметрично); 8 — фал.

Общее устройство и теоретический корпус швертбота

Швертбот «ОК-Динги»

Остроскулый корпус яхты обшит фанерой, а три фанерные переборки и транец служат одновременно не только элементами прочности, но и лекалами для сборки корпуса (рнс. 213). «ОК-Динги» имеет все черты современного гоночного швертбота: способен глиссировать в свежий попутный ветер, вооружен гибкой поворотной мачтой, оборудован воздушными отсеками и самоотливными шпигатами, легко дифферентуется на ходу для достижения оптимальной скорости.

Парусность швертбота класса «ОК-Динги».

Швертбот «ОК-Динги»

Вращающаяся мачта имеет неодинаковую жесткость: в нижней части она усилена твердым деревом, в средней части — еще достаточно жесткая, а в верхней трети — очень гибкая. Преимущество такой конструкции состоит в том, что верхняя часть мачты при сильном ветре прогибается под ветер и назад, благодаря чему убирается «пузо», уменьшаются дрейф и крен яхты.

Гик крепится к мачте так же, как и на «Финне»; клин в прорези мачты позволяет регулировать положение и жесткость крепления пятки гика. Вследствие гибкости мачты гик не занимает постоянного положения и часто опускается очень низко к палубе, затрудняя управление яхтой. Поэтому парус снабжен окном из прозрачной пленки; его площадь не должна превышать 0,28 м².

Весь бегучий такелаж — фал, шкот и галс, а также шверттали проводятся к носовому обрезу кокпита и обычно снабжаются эксцентриковыми стопорами. Шверт — вращающегося типа, руль — съемный с жестким деревянным пером.

Герметичные отсеки большого объема в носу и корме обеспечивают непотопляемость швертбота и простоту постановки его на ровный киль в случае опрокидывания.

В СССР швертботы этого класса деревянной конструкции строила Ленинградская экспериментальная судоверфь. Многие зарубежные верфи выпускают лодки с корпусом из стеклопластика. Пластмассовые «ОК-Динги» импортировались в СССР из Польши. Преимущественное использование швертбот получил для гонок юниоров — именно на нем проводится чемпионат Европы среди юниоров.
Как построить швертбот

Конструкция швертбота «ОК» очень проста. Его можно построить в любой мастерской при яхт-клубе под наблюдением человека, имеющего хотя бы небольшой опыт в судостроении.

Конструкция корпуса швертбота класса «ОК-Динги»

Швертбот «ОК-Динги»

Швертбот «ОК-Динги»

1 — скуловый стрингер 22×45; 2 — форштевень ламинированный, 60×45, дуб; 3 — внутренний привальный брус, 17×45; 4 — подушка под утку, 15×80×300; 5 — бимс 17×45; 6 — накладка 15×160×350, фанера; 7 — переборка шп. 3, δ = 6; 8 — топтимберс 17×45; 9, 10, 14 — бимс 17×30; 11 — комингс люка 17×30×200; 12 — комингс люка 17×30×360; 13 — крышка люка; 15 — планка 22×40; 16 — стойка швертового колодца, 20×40; 17 — стойка-пиллерс 20×40; 18 — основание колодца, 22×70, дуб; 19 — стенка колодца, δ = 6; 20 — карленгс 17×45; 21 — бимс 17×30; 22 — топтимберс 17×45; 23 — флортимберс 17×45; 24 — переборка, δ = 6; 25 — бимс 17×22; 26 — бимс с погоном гика-шкота, 40×40; 27 — обшивка борта δ = 6; 28 — комингс ахтерлюка, 17×30×410; 29 — настил палубы δ = 6; 30 — бимс транца, 17×30; 31 — буртик 15×20, дуб; 32 — транец δ = 6; 33 — обшивка днища δ = 6; 34 — флортимберс 17×45; 35, 36 — топтимберс 17×45; 37 — флор 17×30; 38 — киль 22×120; 39 — переборка шп. 2, δ = 6; 40 — флортимберс 17×45; 41 — стойка колодца, 22×70; 42 — топтимберс 17×45; 43 — бимс 17×30; 44 — степс 15×120×600; 45 — стойка колодца, 20×40; 46 — шверт δ = 20; 47 — румпель, 30×30; 48 — перо руля δ = 20; 49 — гик; 50 — мачта; под пяткой стальная пластина; 51 — упоры на гике.

Для постройки швертбота требуются следующие основные материалы, включая необходимые для изготовления мачты, гика, шверта и пера руля: доски, рейки (ель, сосна) — 0,5 м³; фанеры водостойкой толщиной 6 мм — 9 листов, 2–3 мм — 2 листа; шурупов 3×22, 4×22 и 4×26 всего 2–3 кг, клея водостойкого — 4 кг; эмалевой краски — 3 кг; олифы — 2 кг; лака масляного — 2 кг. Кроме того, потребуется еще немного крупных шурупов, гвоздей и пр.

Три шпангоута и транец надо разметить точно по приводимому эскизу и плазовой таблице. Если в дальнейшем предполагается участвовать на швертботе в соревнованиях, то корпус придется предъявлять мерителю, который проверит основные размеры по шпангоутам и в случае обнаружения неточностей может не допустить лодку к гонкам. Поэтому яхт-клубу, собирающемуся строить серию таких швертботов, лучше выписать чертежи с Таллинской экспериментальной верфи. Для индивидуальной постройки вполне достаточно приводимых основных эскизов, разработанных мастерами этой верфи.

Примечания. 1. Радиус скулы на всех шпангоутах 15 мм. 2. Общая длина построенного швертбота должна быть в пределах 4010 — 3990 мм.

Обводы шпангоутов

Швертбот «ОК-Динги»

Первой операцией при постройке является сборка переборок и транца. При этом топтимберсы рамок нужно изготовить несколько длиннее (до строительной базы). Затем выклеивают из 10 тонких реек форштевень, заготовляют киль, стрингера и швертовый колодец. Сборка корпуса ведется в положении вверх килем обычным порядком. После окончательной выверки положения набора на стапеле можно обшивать корпус 6-миллиметровой фанерой, после чего переворачивают его, устанавливают все внутренние детали и настилают палубу.

По килю ставится металлическая оковка толщиной 3–10 мм и шириной 9–22 мм. Необходимо обратить особое внимание на герметичность воздушных отсеков в нос от шп. 3 и в корму от шп. 1, чтобы гарантировать непотопляемость швертбота. По правилам класса объем наименьшего из этих отсеков должен быть не менее 0,125 м³.

Оговорены максимальная толщина деревянных шверта и руля 20 мм, металлических 6 мм