Разборная мотолодка «Романтика»
Давно назрела потребность в недорогой и безопасной, простой в эксплуатации, удобной для транспортировки и хранения моторной лодке минимальных размеров. Попытка создать такую двухместную мотолодку для любителей водных прогулок, охотников и
Основные данные лодки «Романтика"Длина наибольшая, м 2,64
Ширина наибольшая, м 1,10
Высота борта на миделе, м 0,45
Высота транца в ДП, м 0,40
Вес лодки с оборудованием (без мотора), кг до 45
Полное водоизмещение, кг 260
Лодка «Романтика», изготовленная с применением штамповки и сварки из
Части корпуса вкладываются одна в другую и вместе со всем снабжением лодки упаковываются в чехол. Получается пакет с габаритами 1165×920×370 мм, который можно уложить на багажник любого автомобиля, перевозить в автобусе или пригородной электричке.
Разборная лодка «Романтика» приспособлена для установки подвесного мотора мощностью 2–5 л. с, который крепится к деревянной транцевой доске толщиной 32 мм. Полезная грузоподъемность ее составляет при ходе на веслах 215 кг, а при использовании мотора «Прибой» — 175 кг.
Отработке обводов корпуса придавалось большое значение. Носовые обводы «Романтики» выполнены по рекомендации ЦАГИ, в опытовом бассейне которого проводились буксировочные испытания первого варианта натурной лодки на скоростях до 29 км/час. При скорости выше 22 км/час лодка полностью выходила на режим глиссирования (правда, при этом начиналось замывание закругленных бортов). Следует отметить достаточно высокое значение гидродинамического качества корпуса (К = 6,5 — 7) в диапазоне больших скоростей. При буксировочных испытаниях было выявлено, что для выхода на глиссирование выгоднее носовая центровка.
Кривые буксировочного сопротивления W и качества К при различной центровке лодки
О форме корпуса «Романтики» дает представление приводимый эскиз теоретического чертежа. На большей части длины лодки (от шп. 4 в корму) обводы постоянные: днище плоское (с волнообразными гофрами для повышения жесткости конструкции), скула скруглена, борта (в поперечных сечениях) образованы дугами окружности. А вот носовой части корпуса для обеспечения наилучших мореходных качеств придана более сложная форма: днище сделано килеватым, гофрировка кончается, килевая линия от шп. 4 поднимается по прямой и затем плавно переходит в почти вертикальный форштевень. Носовая часть лодки запалублена. Фланцы соединения верхних и нижних частей, имеющие ширину 25 мм, при движении на волне служат своеобразными брызгоотражателями.
Теоретический чертеж лодки «Романтика»
«Романтика» прошла заводские и межведомственные испытания по обширной программе, включающей всестороннюю проверку ходовых качеств, мореходности, управляемости, обитаемости лодки. Максимальные скорости лодки при установке «Салюта» и «Прибоя» указаны в таблице. При установке
«Романтика» хорошо ведет себя на волнении высотой 0,25 м при любых курсовых углах; при этом кокпит не заливается и не забрызгивается. Для проверки безопасности плавания были проведены специальные испытания лодки при пересечении ею кильватерных волн от проходящих мимо судов, в частности — на крутой волне, создаваемой быстроходным катером типа «КС». Было установлено, что и в этих условиях мотолодка не имеет тенденции к опрокидыванию,
«Романтика» обладает достаточно высокой поперечной остойчивостью: начальная метацентрическая высота при водоизмещении 260 кг равна 1,1 м.
Непотопляемость обеспечивается блоками пенопласта, размещенными под носовой палубой и в кормовой секции.
«Романтика» легко управляется как на спокойной воде, так и на волне, обладает хорошей устойчивостью на курсе. С двумя человеками на борту при перекладке мотора «Прибой» на борт диаметр циркуляции на полном ходу составляет 1,5–2 длины корпуса, а с одним человеком — три длины.
Жесткая «притуплённая» палуба в носу позволяет пассажирам выходить по ней на берег. В носовом отсеке имеется небольшой багажник. Лодка оборудована переносным мягким поролоновым сиденьем для водителя. Для размещения пассажира предназначена продольная передвижная банка (на которой могут расположиться и двое). Эта банка оказалась весьма удобной при гребле.
С лодки удобно ловить рыбу спиннингом стоя и купаться — можно нырять с борта и влезать через борт; достоинством «Романтики» является также и то, что ее довольно просто вытаскивать на берег и спускать на воду.
Лодка достаточно экономична и пригодна для сравнительно далеких прогулок: с мотором «Прибой» два человека, располагая
Лодку комплектуется черпаком, спасательным линем, аптечкой с инструментом для сборки и разборки, а также запасными частями.