Мотолодка «Сарепта»
Основные данные мотолодки «Сарепта»
Длина, м 4,6
Высота борта, м 0,75
Вес полностью оборудованной лодки (без мотора), кг 235
Пассажировместимость, чел. 4–6
Грузоподъемность, кг 450
Предельная мощность подвесного мотора, л. с. 50
Общее устройство мотолодки «Сарепта»
1 — отделение для якоря; 2 — носовой багажник; 3 — утка; 4 — ветроотбойное стекло; 5 — поручни; 6 — сдвижная рубка; 7 — мягкая спинка продольных диванов; 8 — рецесс; 9 —
Мотолодка «Сарепта» проходит свое первое «боевое крещение» в маршрутной гонке на приз «Катеров и яхт» под Каунасом.
Своим названием «Сарепта» обязана старому поселку, на месте которого расположен ныне Волгоградский судостроительный завод. Здесь по инициативе молодых специалистов в течение 1971 — 1972 гг. разработан проект, а также построены и испытаны опытные образцы этой новой комфортабельной мотолодки.
По своим основным характеристикам мотолодка «Сарепта» соответствует типу 6 (класс III) существующего «Типажа прогулочных судов». Этот тип, кстати, наименее освоен отечественной промышленностью.
В настоящее время закончена основная работа по подготовке производства к серийному выпуску мотолодок «Сарепта».
Мотолодка «Сарепта» предназначена для дальнего туризма и в то же время это элегантная прогулочная лодка. Кроме того, ее можно использовать как буксировщик воднолыжников, базу для аквалангистов, а также в качестве
«Сарепта» принимает до 6 человек. С двумя «Вихрями» она успешно прошла в 1972 году ресурсные испытания по
В чем основные отличия «Сарепты» от известных серийных мотолодок? Прежде всего, это комбинированные обводы корпуса (тримаранные в носовой части и
Диаметр циркуляции лодки на полном ходу и с максимальной нагрузкой составляет 1,5 — 2 длины корпуса, и хотя у «Сарепты» в отличие от большинства тримаранов нет внешних скосов спонсонов, она устойчива на поворотах и имеет умеренный крен благодаря значительному развалу бортов (около 10°). Высокий борт и широкая палуба в носу препятствуют забрызгиванию и заливанию кокпита при любых курсовых углах хода лодки относительно волны. Тримаранные обводы в носу позволяют «Сарепте» мягко идти на волне высотой до 0,5 м не снижая скорости. Лодка обладает высокой устойчивостью на курсе и хорошей всхожестью на волну.
На расстоянии трети длины от транца «Сарепта» имеет
Обшивка изготавливается из развертывающихся на плоскость листов и не требует предварительной гибки или штамповки. Толщина обшивки днища — 2 мм, палубы и бортов — 1,5 мм. Большинство соединений корпуса сварные (точечная и аргонодуговая сварка) и лишь в труднодоступных местах применена клепка. Продольные гофры по бортам, палубе, крыше и стенкам рубки позволили отказаться от продольного набора в этих конструкциях.
Очень тщательно отрабатывалась прочность конструкции транца. С днищем он соединен тремя
Основные секции моторной лодки «Сарепта»
1 — палубная секция; 2 — бортовая секция левого борта; 3 — рецесс; 4 — транец; 5 — днищевая секция; 6 — бортовая секция правого борта; 7 — секция переборки.
Сечение корпуса по 1, 4 и 6 шпангоутам
1 — палуба; 2 — борт; 3 — привальный брус (бульбоугольник 2×20×25); 4 — флор; 5 — днище; 6 — киль (тавр 2×70/5×28); 7 — ребро жесткости (тавр 2×50/2×20); 8 — стенка рубки; 9 — капроновый подшипник; 10 — войлочная прокладка; 11 — кожух; 12 — направляющий полоз.
Надежность и безопасность эксплуатации явились предметом особой заботы конструкторов «Сарепты».
Тримаранные обводы позволили добиться высокой статической остойчивости лодки (метацентрическая высота при любых вариантах нагрузки превышает 1 метр). Это позволяет свободно перемещаться по лодке, как на ходу, так и на стоянке, взбираться на борт из воды по забортному трапу (который, кстати, входит в снабжение лодки), управлять лодкой стоя, не рискуя опрокинуть ее или зачерпнуть бортом воду. При испытаниях четыре человека усаживались вдоль одного борта и вода при этом не доходила до палубы на 20 см.
Непотопляемость лодки обеспечивается блоками пенопласта
Слив попавшей в лодку воды осуществляется на ходу через самоотсасывающий клапан на транце, имеющий дистанционное управление из кокпита. На стоянке для этой цели используется штатный ручной насос. Из подмоторнои ниши вода сливается через шпигаты.
Оборудованная сдвижной рубкой мотолодка «Сарепта» имеет большие преимущества перед лодками со стационарными рубками. Она легко трансформируется в открытый вариант (рубка снимается с управляющих полозьев и может быть оставлена на берегу). В условиях плохой видимости и на волнении сдвижная рубка позволяет управлять «Сарептой» стоя, что, как показали испытания, является весьма ценным качеством с точки зрения безопасности плавания.
Раскинув сиденья, можно удобно
устроиться на ночлег.
Рубка в сочетании со складным брезентовым тентом в задней части кокпита и с раскладывающимися в спальные места мягкими сиденьями позволяет быстро оборудовать надежный ночлег троим человекам. Удачная планировка кокпита достигнута благодаря продольному расположению средних диванов, переходящих в обычные кресла для водителя и пассажира, сидящего спереди. У подмоторнои ниши находится поперечное сиденье, под которым разместился отсек для бензобаков. Пространство под продольными диванами и передними сиденьями в рубке использовано под вместительные рундуки. Четыре
Сдвинув рубку назад, «Сарептой» удобно управлять и стоя.