Катер «Чибис»
«Чибис» (малый спасательный катер из легкого сплава), специально спроектирован и оборудован для оказания помощи терпящим бедствие на воде. Проект Чибиса создавался специалистами ЦКБ «Восток» в тесном контакте со спасательной службой Ленинграда, руководимой
Катер Чибис получился удачным, скоростным, что очень важно, так как на все сборы и поиск пострадавшего нам по нормам отводится не более 6 минут, маневренным, удобным для оперативной работы дежурной смены. Специфика работы спасателей требует одновременно и просторного кокпита, размещения большого количества специального оборудования. Благодаря отсутствию внутренней зашивки бортов удалось большую часть этого оборудования разместить вдоль них.
Немного необычным для водителей спасательных катеров оказалось дистанционное управление реверсом и газом обычного лодочного типа — под левую руку, но это дело привычки. В будущем придется сделать доску для пострадавшего убирающейся на уровне пайола или вообще отказаться от нее, чтобы кокпит освободить для работы команды. Опыт показывает, что практически действенную врачебную помощь всегда оказывают уже на берегу, поскольку многие специальные медицинские приборы для реанимации не приспособлены для работы на волнение.
Сосновский судостроительный завод приступил к серийному производству спасательных катеров Чибис в 1982 году.
Основные данные катера «Чибис»
Длина наибольшая, 7,0 м
Ширина наибольшая, 2,2 м
Высота борта иа миделе, 1,0 м
Осадка при полном водоизмещении, 0,3 м
Водоизмещение наибольшее
(со спасенным), 2,3 т
Максимальная скорость хода при полном водоизмещении, 43 км/ч
Автономность плавания, 2,8 ч
Количество мест, 6
Мощность двигателя номинальная, 66/90 кВт/л, с
Мощность двигателя максимальная, 74/100 кВт/л, с
В августе 1978 г. был принят опытный образец первого отечественного малого спасательного катера Чибис, проект которого разработан специалистами филиала ЦКБ «Восток» по техническому заданию спасательных служб министерств
По замыслу конструкторов, катер «Чибис» предназначен не только для оказания помощи терпящим бедствие на воде, но и несения
Катер Чибис построен под надзором и по Правилам Речного Регистра РСФСР для судов класса «Р», которым разрешается плавание в бассейнах разряда «О» с ограничением по погодным условиям. «Чибис» может эксплуатироваться и в прибрежных морских районах.
Общий вид спасательного катера «Чибис»
Обводы катера Чибис выбраны остроскулыми с наклонными форштевнем и транцем. Конструкция корпуса выполнена сварной из
При разработке проекта катера Чибис большое внимание было уделено расположению кокпита и моторного отсека. Размеры кокпита выбраны такими, чтобы были обеспечены нормальные условия как при подготовке и проведении спасательной операции, так и при оказании медицинской помощи, включая реанимацию. Для этой цели в кокпите установлен рундук с медицинской доской и откидное сиденье для медработника, около которого размещена медаппаратура и аптечка. Для остальных членов дежурной смены предусмотрены четыре сиденья.
Обшее расположение и устройство катера «Чибис»: продольный разрез и план со снятой палубой.
1 — главный двигатель;
За кормовыми сиденьями хранятся два акваланга для
В кокпите также размещены два якоря с концами, складной трап,
Кокпит катера оборудован пультом управления с рулевой машинкой, рукоятками управления реверсом и оборотами двигателя, средствами внешней связи (
В носовой части кокпита установлен ветрозащитный козырек, центральная стойка которого является основанием откидной мачты. В кормовой части под сиденьями размещены топливные цистерны.
В качестве двигателя выбран бензиновый двигатель марки
Габариты моторного отсека обеспечивают свободный доступ к двигателю, его системам, аккумуляторной батарее и электрооборудованию.
Моторный отсек катера закрывается откидной крышкой с фиксатором. Кроме двигателя с агрегатами здесь размещены аккумуляторная батарея, электрооборудование, противопожарная кошма в футляре, рулевое устройство, звуковой сигнал, запасной румпель и сумка с инструментом и запчастями.
Вентиляция моторного отсека осуществляется естественным путем через вентиляционные решетки.
Рулевое устройство состоит из рулевой машинки, штуртросов и руля с баллером. Максимальный угол перекладки руля 35°.
На палубе катера, стойках ветрозащитного козырька и на мачте установлены
В носовой и кормовой частях палубы установлены
По бортам катера навешен спасательный леер и нанесена надпись «Спасательный». Корпус окрашен в хорошо заметный на воде оранжевый цвет, а в носу на палубе нанесена эмблема спасательной службы. Срок службы катера рассчитан на 15 лет.
Опытный образец катера прошел всесторонние заводские и государственные испытания и по их результатам был рекомендован для эксплуатации спасательным службам страны.
С 1979 г. освоена серийная постройка катеров «Чибис», они уже начали свою службу на спасательных станциях.
В 1980 г. опытный образец катера экспонировался на ВДНХ в павильоне «Судостроение» и был отмечен серебряной и бронзовыми медалями. В 1981 г. группе разработчиков катера выдано авторское свидетельство на промышленный образец катера.
По материалам журнала Катера и Яхты, № 2 (96), 1982 год