Катер «Чибис»

«Чибис» (малый спасательный катер из легкого сплава), специально спроектирован и оборудован для оказания помощи терпящим бедствие на воде. Проект Чибиса создавался специалистами ЦКБ «Восток» в тесном контакте со спасательной службой Ленинграда, руководимой Б. О. Найманом.

Катер Чибис получился удачным, скоростным, что очень важно, так как на все сборы и поиск пострадавшего нам по нормам отводится не более 6 минут, маневренным, удобным для оперативной работы дежурной смены. Специфика работы спасателей требует одновременно и просторного кокпита, размещения большого количества специального оборудования. Благодаря отсутствию внутренней зашивки бортов удалось большую часть этого оборудования разместить вдоль них.

Немного необычным для водителей спасательных катеров оказалось дистанционное управление реверсом и газом обычного лодочного типа — под левую руку, но это дело привычки. В будущем придется сделать доску для пострадавшего убирающейся на уровне пайола или вообще отказаться от нее, чтобы кокпит освободить для работы команды. Опыт показывает, что практически действенную врачебную помощь всегда оказывают уже на берегу, поскольку многие специальные медицинские приборы для реанимации не приспособлены для работы на волнение.

Сосновский судостроительный завод приступил к серийному производству спасательных катеров Чибис в 1982 году.

Основные данные катера «Чибис»
Длина наибольшая, 7,0 м
Ширина наибольшая, 2,2 м
Высота борта иа миделе, 1,0 м
Осадка при полном водоизмещении, 0,3 м
Водоизмещение наибольшее
(со спасенным), 2,3 т
Максимальная скорость хода при полном водоизмещении, 43 км/ч
Автономность плавания, 2,8 ч
Количество мест, 6
Мощность двигателя номинальная, 66/90 кВт/л, с
Мощность двигателя максимальная, 74/100 кВт/л, с

В августе 1978 г. был принят опытный образец первого отечественного малого спасательного катера Чибис, проект которого разработан специалистами филиала ЦКБ «Восток» по техническому заданию спасательных служб министерств жилищно-коммунального хозяйства УССР и РСФСР.

По замыслу конструкторов, катер «Чибис» предназначен не только для оказания помощи терпящим бедствие на воде, но и несения патрульно-спасательной службы в зонах действия спасательных станций.

Катер Чибис построен под надзором и по Правилам Речного Регистра РСФСР для судов класса «Р», которым разрешается плавание в бассейнах разряда «О» с ограничением по погодным условиям. «Чибис» может эксплуатироваться и в прибрежных морских районах.

Общий вид спасательного катера «Чибис»

Катер Чибис общий вид

Обводы катера Чибис выбраны остроскулыми с наклонными форштевнем и транцем. Конструкция корпуса выполнена сварной из алюминиево-магниевого сплава с поперечной системой набора корпуса. Компоновка сделана традиционной — двумя переборками судно разделено на моторный отсек, кокпит и носовой отсек, в случае затопления которого катер остается на плаву.

При разработке проекта катера Чибис большое внимание было уделено расположению кокпита и моторного отсека. Размеры кокпита выбраны такими, чтобы были обеспечены нормальные условия как при подготовке и проведении спасательной операции, так и при оказании медицинской помощи, включая реанимацию. Для этой цели в кокпите установлен рундук с медицинской доской и откидное сиденье для медработника, около которого размещена медаппаратура и аптечка. Для остальных членов дежурной смены предусмотрены четыре сиденья.
Обшее расположение и устройство катера «Чибис»: продольный разрез и план со снятой палубой.

Катер Чибис схема

1 — главный двигатель; 2-акваланги АВМ-1 М; 3 — заднее сиденье; 4 — багор-весло; 5 -доска для пострадавшего; 6-трап складной, переносный; 7 — рундук с водолазным и спасательным снабжением; 8 — мачта для подъема сигнальных флагов; 9 — переднее сиденье; 10-рулевое управление; 11 -ветровое стекло; 12 — носовой релинг; 13 — моторный отсек; 14 — аккумуляторная батарея 6СТ75ЭМС; 15-топливный бак (емкость 45 л); 16-кокпит; 17 — спусковой конец; 18 — ДУ двигателем; 19 — носовой отсек; 20 -отделение для пиротехнических средств; 21 — УКВ-радиостанция; 22- якорное устройство; 23 — сигнальный конец; 24 — откидное сиденье; 25 — комплект медицинского снабжения; 26- рундук с водолазным и спасательным снабжением; 27 — рулевое устройство.

За кормовыми сиденьями хранятся два акваланга для матросов-спасателей, а в рундуке — гидрокомбинезоны и другое легководолазное снаряжение. Такое размещение позволяет аквалангистам еще на пути к пострадавшему быстро надеть гидрокомбинезоны, акваланги и быть готовыми к спасению людей до подхода катера к месту бедствия.

В кокпите также размещены два якоря с концами, складной трап, аварийно-спасательное и шкиперское снабжение, два огнетушителя и ручной осушительный насос.

Кокпит катера оборудован пультом управления с рулевой машинкой, рукоятками управления реверсом и оборотами двигателя, средствами внешней связи (УКВ-радиостанция, электромегафон, сигнальные фигуры, ракеты и флаги) и съемным тентом.

В носовой части кокпита установлен ветрозащитный козырек, центральная стойка которого является основанием откидной мачты. В кормовой части под сиденьями размещены топливные цистерны.

В качестве двигателя выбран бензиновый двигатель марки М8ЧСПУ100-1.

Габариты моторного отсека обеспечивают свободный доступ к двигателю, его системам, аккумуляторной батарее и электрооборудованию.

Моторный отсек катера закрывается откидной крышкой с фиксатором. Кроме двигателя с агрегатами здесь размещены аккумуляторная батарея, электрооборудование, противопожарная кошма в футляре, рулевое устройство, звуковой сигнал, запасной румпель и сумка с инструментом и запчастями.

Вентиляция моторного отсека осуществляется естественным путем через вентиляционные решетки.

Рулевое устройство состоит из рулевой машинки, штуртросов и руля с баллером. Максимальный угол перекладки руля 35°.

На палубе катера, стойках ветрозащитного козырька и на мачте установлены сигнально-отличительные огни.

В носовой и кормовой частях палубы установлены рым-утки для швартовки катера, которые одновременно служат и для его подъема из воды.

По бортам катера навешен спасательный леер и нанесена надпись «Спасательный». Корпус окрашен в хорошо заметный на воде оранжевый цвет, а в носу на палубе нанесена эмблема спасательной службы. Срок службы катера рассчитан на 15 лет.

Опытный образец катера прошел всесторонние заводские и государственные испытания и по их результатам был рекомендован для эксплуатации спасательным службам страны.

С 1979 г. освоена серийная постройка катеров «Чибис», они уже начали свою службу на спасательных станциях.

В 1980 г. опытный образец катера экспонировался на ВДНХ в павильоне «Судостроение» и был отмечен серебряной и бронзовыми медалями. В 1981 г. группе разработчиков катера выдано авторское свидетельство на промышленный образец катера.
По материалам журнала Катера и Яхты, № 2 (96), 1982 год